Новости и события АГАТУ
Валерий Федоров: «За развитием сельского хозяйства – будущее»
Валерия Иннокентьевича Федорова хорошо знают в республике. Доктор биологических наук, талантливый ученый, человек, который прошел путь от ассистента кафедры до ректора одного из крупнейших вузов Дальнего Востока – Арктического государственного агротехнологического университета. В сентябре 2023 года Валерий Федоров был избран депутатом Госсобрания (Ил Тумэн) VII созыва. Сегодня парламентарий – в гостях у нашей редакции.
— Валерий Иннокентьевич, где прошло ваше детство? Поделитесь самыми яркими его моментами.
— Детство прошло в Намском районе. А родился я в Дюпсюнском наслеге Усть-Алданского района на участке Дыбадыма. Вообще, и по материнской, и отцовской линии, все мои предки — устьалданские. Родители мамы были партийными работниками, всю жизнь трудились там, куда их направляла партия. Так что они работали практически во всех заречных районах республики, а выйдя на заслуженный отдых, осели в Намском районе. Поэтому наша семья и переехала в с. Намцы, к тому же наш папа, Иннокентий Петрович Федоров, в то время учился в с. Графский Берег на шофера в СПТУ № 2. Наш отец трудился водителем, позже – столяром, бригадиром столярного цеха, затем — бригадиром пилорамы в «Сельхозтехнике», оттуда и вышел на пенсию. А мама, Римма Васильевна, работала медсестрой в детсаде, позже трудилась заведующей детским садом.
Из детей я был самым старшим, поэтому, конечно, присматривал за братом и сестрой, был ответственным, помогал родителям. Наше детство выпало на советское время и было оно светлым, безоблачным. Одним из наиболее ярких я бы назвал момент, когда нас приняли в октябрята. Конечно, запомнилось и вступление в ряды пионеров, а затем — в комсомол.
Также из школьной жизни с теплотой вспоминаю слеты совета дружины, субботники и летний трудовой сезон на сенокосе — в лагере труда и отдыха. Школа заключала договор с совхозом «Хатын-Арынский» и мы в течение лета заготавливали сено. К тому же, наш труд оплачивался: по осени мы получали неплохую зарплату, а также тем семьям, кто держал в своем хозяйстве коров, давали еще и сено. Поэтому мы с большим удовольствием шли на сенокос. А когда 1 сентября встречались в школе, рассказывали, кто как провел лето. А где происходят самые интересные приключения? Конечно же, на сенокосе! Почему-то забывался тяжелый труд, в памяти оставались только светлые воспоминания, какие-то смешные ситуации, захватывающие моменты. Обо всем этом я восторженно рассказывал и на следующий год все ребята хотели пойти на сенокос (смеется).
— Получается, вы еще, будучи детьми, вносили свой вклад в семейный бюджет?
- Да, так оно и было. К тому же, в школе был введен дополнительный предмет — нас учили на электрика, так что по окончании школы мы еще получали и профобразование. Помню, из «Сельэнерго» к нам приходил инженер-электрик Леонид Бочугасов и учил основам профессии.
После 9 класса я с одноклассником Андреем Брызгаловым решили работать. Спасибо тогдашнему руководителю «Сельэнерго» Алексею Алексеевичу Тихонову, который поверил в нас, и взял на работу помощниками электрика. За лето мы провели целых три линии электропередачи – на участок зверофермы в с. Аппаны, в сайылык Сытыган и одну линию электропередачи мы протянули до местности под Красной деревней, в лагерь труда и отдыха.
Кроме этого, в с. Аппаны строились дома для молодых специалистов и надо было ввести электричество. И всю эту работу доверили нам, вчерашним девятиклассникам! После этого нас еще отправили на сенокос – выполнять план «Сельэнерго» по сенозаготовке. Так что потрудились в то лето мы на славу, а в сентябре получили очень хорошую зарплату по тем временам – более 400 рублей!
— Наверное, больше всех гордился отец – растет сын, продолжатель рода, защитник Отечества?
— Конечно. А призвался я в ряды Советской Армии в 1985 году. Служил в Туркменистане в радиотехнических войсках противоздушной обороны, был радиотелеграфистом. Наша 43-я радиотехническая бригада располагалась в г. Красноводск. Мы охраняли воздушные границы Советского Союза. Два года службы прошли как один день. С теплотой вспоминаю эти дни, у нас служили ребята разных национальностей – с Кавказа, Средней Азии, Прибалтики, Украины, Краснодара, Урала. И офицеры у нас были очень хорошие, до сих пор помню фамилии комбата, ротного, взводного. А после армии приехал в Якутск и поступил учиться в сельхозинститут.
— А почему выбрали именно профессию ветеринарного врача?
- Просто в Намцах мы жили возле ветеринарной станции и с детства играли на ее территории. Можно сказать, наше детство прошло там – нам, мальчишкам, было все интересно, наблюдали как лечили коров, как появлялись телята, бежали смотреть как ветврачи проводят вакцинацию, как обращаются с животными. И я тогда подумал, что ветеринарный врач – это очень интересная профессия, и решил, что, когда вырасту, буду ветврачом. Поэтому и поступил на ветеринарный факультет ЯСХИ.
Когда мы учились, педагогический состав факультета был очень сильный – работали преподаватели, которые приехали работать в Якутию из центральных районов страны, многие были выпускниками и аспирантами Московской ветеринарной академии, Ленинградского и Омского ветеринарных институтов, Московской сельхозакадемии им. К.А. Тимирязева. А главное – отношение преподавателей к студентам было, я бы сказал, такое отеческое, наставническое. Сегодня с благодарностью вспоминаю своих педагогов — профессоров Г.П. Сердцева, А.В. Лыскова, И.С. Решетникова, а также К.С. Кирикова, В.В. Митюшина, Г.Н. Карташову, А.Д. Курелюка, З.И. Быковскую, З.И. Иванову. Деканом факультета был Валерий Федорович Ядрихинский. Преподаватели все были мастерами своего дела, очень компетентными, высокопрофессиональными. Поэтому учиться нам было комфортно.
Мы стараемся сохранять традиции, заложенные предыдущими поколениями нашего университета. Поэтому и сегодня о педагогическом составе ветеринарного факультета АГАТУ можно сказать – это, действительно, педагоги-наставники.
— Каким был ваш путь в профессию?
- Наш выпуск состоялся в 1994 году. А все производственные практики я проходил в родной Намской ветеринарной станции. Я был уверен, что приду работать именно туда. Но, когда мы собирались на свою преддипломную практику, ко мне подошел профессор, завкафедрой Василий Семенович Карпов и сказал, что хотели бы меня оставить на кафедре. Так, по распределению я попал на кафедру внутренних незаразных болезней. Но потом выяснилось, что нет штата. Поэтому, недолго думая, я уехал в Намцы и уже через неделю приступил к работе в ветстанции в качестве ветеринарного врача противоэпизоотического отряда. Занимался профилактикой инфекционных заболеваний животных – вакцинацией, дезинфекцией скотопомещений и т д.
А в октябре неожиданно позвонил Василий Семенович и сказал, что появилось штатное место ассистента. Он знал, что у меня семья, две маленькие дочери, поэтому сразу сказал, что дадут комнату в общежитии. Я, конечно, сомневался, стоит ли менять стабильность на туманные перспективы. Чувствуя это, он озвучил главный «козырь»: «В следующем году планируем направить тебя в очную аспирантуру Московской ветеринарной академии». Тут уж что-то возразить было невозможно!
Через год нас, пятерых аспирантов, отправили учиться в Москву. В аспирантуре нас учили известные профессора, авторы многих учебников по ветеринарии. Поскольку моя научная работа стояла на стыке двух наук – физиологии и воспроизводству сельскохозяйственных животных, у меня было два научных руководителя — профессор, доктор ветеринарных наук В.П. Гончаров и профессор Т.В. Ипполитова.
По окончании аспирантуры приехал в Якутск – работал ассистентом, затем заместителем декана по воспитательной работе. А в 2000 году меня назначили и.о. декана ветеринарного факультета, через год на Ученом совете избрали деканом. На этой должности я проработал до 2008 года. Затем трудился завкафедрой, доцентом, профессором. А в 2012 году меня пригласили работать в Якутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства. Там я возглавил лабораторию оленеводства и вплотную занялся научной работой.
За годы работы в ЯНИИСХ я объездил практически всю республику – побывал в самых отдаленных населенных пунктах, проводил научные исследования, изучал жизнь и быт оленеводов, коневодов. Это, действительно, настоящие профессионалы своей отрасли, которые как есть, стоически переносят трудности своего нелегкого ремесла. Скажем, оленеводам необходимо смотреть за своими многочисленными стадами, выполнять тяжелую, рутинную работу, которую они знают лучше всего. Но это традиционный уклад жизни коренных малочисленных народов Севера и его необходимо сохранить. И задача ученых – облегчить работу оленеводов, внедрять новые научные разработки, развивать северное домашнее оленеводство.
Кстати, для изучения опыта других регионов России, мы ездили на Чукотку, в Ямало-Ненецкий автономный округ, Мурманскую область, Красноярский край – все это, безусловно, пригодилось в нашей научно-исследовательской работе. Позже защитил диссертацию на ученую степень доктора биологических наук в Российском государственном аграрном университете — МСХА им. Тимирязева.
— Сейчас вы возглавляете АГАТУ, какие задачи стоят перед вузом на современном этапе?
- У нас на очном отделении обучается около 2 тысяч студентов, а количество мест в общежитии – примерно 550. То есть не всех своих студентов мы можем обеспечить общежитием. А, как известно, к нам, в основном, поступают сельские ребята. Первокурсников мы еще стараемся обеспечить общежитием, но потом начинаются проблемы. В результате идет большой отсев. Поэтому нам просто жизненно необходимо новое общежитие. Но проблема эта не может решиться вот уже на протяжении 25 лет!
Четверть века назад, в далеком 1999 году, были забиты сваи под строительство общежития для студентов. С тех времен этот вопрос не может сдвинуться с «мертвой точки». Сейчас нас очень хорошо поддерживает депутат Госдумы Галина Иннокентьевна Данчикова. Планировали внести строительство в Федеральную адресную инвестиционную программу, но ее приостановили. Поэтому остается только надежда на регион.
Кроме этого, у нас не хватает учебных помещений. По идее нам нужен еще один учебный корпус – технологический, с демонстрационной площадкой. Требует обновления и компьютерный парк – сейчас студенты обучаются на компьютерах 15-летней давности…
Между тем, в своем недавнем выступлении Президент страны В.В. Путин сказал, что сейчас перед Российской Федерацией стоит пять задач, которые необходимо выполнить. И одна из них — это развитие сельского хозяйства. Поэтому мы должны готовить высокопрофессиональные кадры для того, чтобы развивать сельское хозяйство, осваивать сельские территории, тем самым, обеспечивать продовольственную безопасность нашей страны.
А для этого со стороны государства необходимы большое внимание и, конечно же, определенные вливания. Сейчас регионы относятся к своим аграрным вузам, я бы сказал, с большим трепетом. Возьмем, к примеру, Татарстан: в 2022 году республика выделила из бюджета более 1 млрд рублей на развитие своего аграрного университета. В целом, они каждый год выделяют вузу большие средства на оснащение новыми технологиями, введение новых специальностей. Ведь профессии ветврача, агронома, зоотехника будут в сельском хозяйстве всегда и работа именно этих специалистов в новое время будет тесно связана с IT-технологиями, цифровыми платформами или с теми же дронами. Они же находят широкое применение именно в сельском хозяйстве — в растениеводстве, овощеводстве. Сейчас ведущие специальности АПК должны синтезироваться с IT-технологиями, а для этого у нас должна быть хорошая база.
Если говорить в целом, сегодня ключевой проблемой сельского хозяйства является дефицит квалифицированных кадров. О проблеме кадрового обеспечения АПК шел разговор недавно в Москве на заседании Межведомственного координационного совета РАН по исследованиям в области сельскохозяйственного производства. Участники говорили о том, что существует разрыв между качеством подготовки специалистов и возрастающими запросами отрасли. Сегодня требуются не просто агрономы, зоотехники и ветеринары, а специалисты междисциплинарного профиля, умеющие работать, в том числе, с большим объемом информации, цифровыми продуктами, автоматизированными системами управления. Также было отмечено, что построение действенной системы подготовки кадров для сельского хозяйства – задача комплексная и решаться она должна с помощью эффективных механизмов государственного регулирования, включая разработку, принятие и реализацию долгосрочных программ.
— В своем Послании Госсобранию (Ил Тумэн) Глава РС (Я) Айсен Николаев говорил, что должна быть единая система образования, что образовательные учреждения должны работать на опережение с ориентиром на новую экономику. Что вы думаете по этому поводу?
- Сейчас Министерством сельского хозяйства РФ проводится именно такая политика – что должно быть непрерывное аграрное образование. В Якутии такое понятие еще 35 лет назад ввел профессор, доктор сельскохозяйственных наук, академик Академии наук РС (Я) Афанасий Васильевич Чугунов. С тех пор непрерывное агрообразование реализуется в республике: ребята, которые закончили агрошколы, поступают, либо в сельхозтехникум, либо к нам, в агроуниверситет, а по окончании идут на производство.
Но в последние годы количество выпускников ЯСХТ и АГАТУ по сельхознаправлению стало уменьшаться, несмотря на то, что увеличивается количество бюджетных мест. Дело в том, что сейчас аграрные специальности уже не пользуются успехом у молодого поколения. Почему-то все думают, что аграрные профессии – это тяжелый, физический труд. Но именно в сельское хозяйство в последние годы очень быстро входят механизация, роботизация, цифровизация, IT-технологии. Поэтому сельское хозяйство сейчас во всем мире становится высокотехнологичным. Сейчас стало много машин, которые работают вместо людей, есть полностью автоматизированные предприятия.
Поэтому сейчас мы проводим большую профориентационную работу в школах. Мы должны доказать, что за сельским хозяйством, а именно за аграрным бизнесом – будущее. Также, как депутат Госсобрания (Ил Тумэн) РС (Я), отмечу, что в этом году на сельское хозяйство из бюджета республики выделено около 15 млрд руб. А за последние годы таких больших вложений в сельское хозяйство не было.
— Какие задачи ставите, как народный депутат республики?
— Поскольку я являюсь депутатом от Заложного избирательного округа, в первую очередь, ставлю задачи по развитию сельского хозяйства. Ведь территория моего округа – это сельские территории: села Хатассы, Пригородное, Табага, Техтюр, Октемцы. Необходимо поработать по части семейной экономики, чтобы увеличивались доходы сельского населения. А для этого нужно принимать необходимые законы, адаптированные к нашим условиям. Также есть проблемные вопросы по агрошколам, которые требуют решения. Кроме этого, на повестке дня и такие насущные вопросы как подведение дорог, установление уличного освещения, системы водоотведения, проблема талых вод, берегоукрепительных работ, над которыми необходимо работать.
— Вы являетесь заместителем председателя комитета Ил Тумэна по селу. Над какими законопроектами идет работа? На ваш взгляд, какие законы по сельскому хозяйству еще необходимо принять?
- По сельскому хозяйству законов очень много и все они принимаются на федеральном уровне. Мы должны больше работать с федеральным центром для того, чтобы в принимаемых законах по сельскому хозяйству, развитию села и территорий, учитывались мнения регионов, их природно-климатические условия.
Что касается принятых законов – в период осенней сессии 2023 года мы внесли изменения в республиканские законы «Об охране и использовании генофонда якутского скота» и «О ветеринарии».
А в весеннюю сессию мы должны поработать над республиканскими законами «О мелиорации земель в РС (Я)», «О личном подсобном хозяйстве в РС (Я)», «О сайылыках», которые были рассмотрены в первом чтении. Планируется правительственный час о ходе зимовки скота и лошадей, выездное заседание по совершенствованию механизмов поддержки сельского хозяйства, круглый стол по подготовке кадров для АПК.
— Расскажите о своей семье, детях.
-Супруга, Анастасия Яковлевна, работает в мединституте лаборантом кафедры. Мы поженились в 1990 году, еще будучи студентами. У нас трое детей. Старшая Айталина окончила экономический факультет ЯГСХА по специальности «торговое дело», сейчас – индивидуальный предприниматель, младшая Виктория окончила тот же вуз по юриспруденции, работает в «Сахастате» специалистом, а сын Алексей – студент 3 курса мединститута. Дочери подарили нам трех замечательных внучек: у Айталины – две дочери, у Виктории – одна.
— Чем любите заниматься в свободное время?
— Мое хобби, как и у всех якутских мужчин – охота и рыбалка. В этом я не отличаюсь (смеется). Но также очень люблю возиться с техникой — это занятие для души!
Ирина РОМАНОВА
Фото предоставлено героем материала
Газета «Ил Тумэн», 9 февраля 2024 года