Новости и события АГАТУ

Новости

АГАТУ: время новых вызовов

На радиотелевизионном канале НВК «Саха» 08 июня 2023 г. состоялся прямой эфир с участием врио ректора Арктического государственного агротехнологического университета, доктора биологических наук Валерия Иннокентьевича Федорова.

Специальная авторская программа «Профессор: доступно о важном» выходит по инициативе автора и ведущего передачи, профессора юридического факультета Северо-Восточного федерального университета, доктора юридических наук Александра Николаевича Ким-Кимэн.

Вашему вниманию стенограмма беседы:

— Развитие аграрного образования в Республике Саха (Якутия) неразрывно связано с определенными этапами развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса Российской Федерации. Арктический государственный агротехнологический университет является драйвером развития аграрного образования, науки и бизнеса в традиционных отраслях хозяйства на Северо-Востоке России. Действительно, это целая история от факультета вырасти до уровня университета за 60 с лишним лет.

— Валерий Иннокентьевич, начнем с истории вуза, расскажите какие этапы развития прошел вуз?

— Открытие в 1956 году сельскохозяйственного факультета в Якутском государственном университете было продиктовано политикой укрупнения колхозов и периодом преобразования укрупненных колхозов в совхозы. Во второй половине 80-х годов прошлого столетия повсеместное внедрение в совхозах республики бригадного повысило требования к организации и планированию производства, что стало импульсом для создания в 1985 году отдельного Якутского сельскохозяйственного института. Переход на рыночную экономику и формирование хозяйствования АПК повысило потребность в получении комплексных знаний по организации сельскохозяйственного производства на уровне поселений. Поэтому в 1995 году институт преобразован в Якутскую сельскохозяйственную академию. В целях привлечения абитуриентов из других регионов Российской Федерации и зарубежных стран, где развито северное оленеводство, табунное коневодство, клеточное звероводство, промысловая добыча пушных зверей и рыб, глубокая переработка продукции традиционных отраслей Севера, а также в целях расширения возможности образовательного процесса в вузе, улучшения имиджа аграрного образования и повышения конкурентоспособности на российском и международном уровнях в 2020 году наш вуз переименован в Арктический государственный агротехнологический университет.

— Вуз сегодня является единственной базовой организацией Министерства сельского хозяйства РФ по подготовке специалистов для традиционных отраслей Севера. Отмечу, что он является признанным образовательным центром на Северо-Востоке России по подготовке кадров для северного земледелия, растениеводства и кормопроизводства в условиях многолетней криолитозоны.

— Валерий Иннокентьевич, по каким группам специальностей высшего образования идет подготовка?

Университет осуществляет образовательную деятельность по широкому спектру направлений и профилей подготовки по программам высшего и среднего профессионального образования. Образовательной деятельности в сфере высшего образования в Университете осуществляется подготовка по 12 укрупненным группам специальностей высшего образования: 19 направлений бакалавриата, 1 – специалитета, 10 – магистратуры, 10 – специальностей среднего профессионального образования, а также 8 программам аспирантуры.

— Поговорим об основных направлениях подготовки, к примеру, за последние 10 лет какие еще дополнительные лицензии получены и по каким направлениям?

За последние 10 лет лицензировано и аккредитовано 26 новых направлений подготовки/специальностей, в том числе: «09.02.07 Информационные системы и программирование», «13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование», «38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет», «15.03.02 Технологические машины и оборудование», «35.04.02 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» и другие. Отмечу, что университет за последние десять лет подготовил 7453 специалистов для АПК региона, в том числе 4351 бакалавров, 1965 специалистов и 229 магистров. За свою историю Университет подготовил более десятки тысяч высококвалифицированных специалистов. Выпускники Университета занимают видные позиции в государственной службе, во всех отраслях народного хозяйства: высокие посты в органах исполнительной власти Республики Саха (Якутия), возглавляют крупные предприятия, являются главами наслегов и улусов.

— Валерий Иннокентьевич, мы знаем, что этот год объявлен в вашем вузе Годом труженика села, в связи с чем проведено уже немало мероприятий с привлечением школ районов, профориентационные мероприятия для школьников и так далее, а еще что планируете?

Действительно, 2023 год в нашем вузе объявлен Годом труженика села, в связи с этим планируется открытие новых программ по подготовке агропредпринимателей, зооинженеров, специалистов лесного хозяйства, экономики, обладающих цифровыми компетенциями, к примеру, «Цифровой агроном». Также будет вестись подготовка специалистов по исследованию проблем изменения климата, восстановлению леса. Молодежь получит необходимые компетенции, которые позволят трудоустроиться в сельскохозяйственных и промышленных предприятиях, в том числе на территориях опережающего развития, в рамках эффективно реализуемых программ «Дальневосточный гектар», «Арктический гектар».

— Валерий Иннокентьевич, давайте раскроем о глобальных планах вуза. Какие они?

Университет связывает свое дальнейшее развитие с созданием и внедрением проектов, таких как: «Агробиотехнопарк «Арктический», который будет реализован на основе внедрения новых образовательных программ и наукоемких технологий. Отметим, что агробиотехнопарк сформирует эффективную инновационную инфраструктуру, что позволит максимально использовать природный и биологический потенциал сельскохозяйственных животных и растений Дальневосточного региона. С 2023 года в университете будут созданы стартап-лаборатории и запущен пилотный проект по защите стартап-проектов в качестве выпускных квалификационных работ. Стартап-проекты будут оцениваться ведущими экспертами и поддерживаться индустриальными партнерами или инвесторами.

— Валерий Иннокентьевич, поговорим о ближайших планах.

В планах АГАТУ расширение научной деятельности по изучению генетического разнообразия сельскохозяйственных культур растений и сельскохозяйственных животных, разводимых в Якутии, в том числе исследования дикорастущих кустарников, пастбищных трав и лесного массива, а также изучение генетического потенциала хозяйственно-полезных признаков сельскохозяйственных животных, поиск маркерных генов продуктивности и адаптационных качеств растений и животных Якутии.

— Валерий Иннокентьевич, здесь я думаю, нужно уточниться и о научно-исследовательской деятельности вашего вуза.

В Университете ведется успешная научно-исследовательская работа в сфере животноводства, ветеринарии, земледелия, биотехнологий. Сегодня в вузе работает 4 научные школы:

1 Породообразование, охрана генофонда животных, селекция профессора, доктора сельскохозяйственных наук, академика Академии наук Республики Саха (Якутия) А.В. Чугунова, который в этом году отметил свое 85-летие, пользуясь случаем, хочу его поздравить и пожелать ему долгих лет жизни.

Кроме этого, есть научная школа:

2 Технология производства и переработки продуктов животноводства профессора, доктора сельскохозяйственных наук В.В. Панкратова;

3 Эколого-биологический мониторинг территории Республики Саха (Якутия) профессора, доктора ветеринарных наук А.И. Павловой;

4 Инновационные разработки в области лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства профессора, доктора технических наук И.В. Григорьева.

— Валерий Иннокентьевич, мы не раз были свидетелями того, как вашими учеными были разработаны, запатентованы и переданы в производственные цеха районов республики научные исследования и готовые продукты для дальнейшей реализации населению, к примеру, исследования и разработка йодированного молока, кисломолочного продукта, сыров и прочее. Сколько всего сделано, не так ли?

Разработки исследователей Университета охватывают 7 отраслей науки (биологические, ветеринарные, сельскохозяйственные, технические, экономические, педагогические, философские) и 10 научных направлений:

1 Разработка и внедрение цифровых технологий в агроиндустрии;

2 Селекция и выведение новых типов и пород сельскохозяйственных животных;

3 Адаптивные технологии кормопроизводства и кормления сельскохозяйственных животных и птиц;

4 Сельскохозяйственная и пищевая биотехнология, молекулярная генетика.

— Валерий Иннокентьевич, какие еще открытия нам ждать от АГАТУ?

С целью решения проблем рыболовства вуз планирует открыть научно-образовательное направление «Рыболовство и рыбоводство» с открытием цеха по рыбоводству с инкубационным оборудованием для получения посадочного материала. Кроме этого с 2023 года начнется плановая работа по созданию научно-производственного хозяйства «Оленепарк», который предусматривает внедрение технологии изгородного содержания домашних северных оленей.

В Арктическом государственном агротехнологическом университете недавно состоялся пятый Лесопромышленный форум Республики Саха (Якутия) под названием «Cовременные технологии: Качество. Конкурентоспособность. Эффективность». Основными темами форума являлись эффективное лесопользование, лесовосстановление; современные машины, оборудование и IT-решения для лесного хозяйства, лесозаготовки, лесопиления и деревообрабатывающих предприятий; экономика производства; экологическая безопасность ЛПК и производство биотоплива.

— Валерий Иннокентьевич, расскажите нам о подготовке кадров по этому направлению.

Подготовка высококвалифицированных кадров в области лесного хозяйства, лесозаготовок и деревообработки – одно из ключевых направлений подготовки специалистов в АГАТУ. Отмечу, что факультет лесного комплекса и землеустройства отмечает в этом году свое пятилетие. Коллектив факультета лесного комплекса и землеустройства поддерживает тесные плодотворные связи с предприятиями и организациями лесной отрасли, что обеспечивает высокое качество подготовки, в соответствии с современными требованиями лесопромышленного комплекса.  Форум является единственным в своем роде и ключевым событием лесного комплекса Дальнего Востока, организуемый на постоянной основе учебным заведением.

Что касается самого форума, то форум имеет большое практическое значение для республики. Лесные ресурсы, а именно деловая древесина, должны использоваться для нужд населения и хозяйствующих субъектов. Федеральные нормативные правовые акты это позволяют. Однако есть ряд причин, которые не способствуют заготовке древесины: это отсутствие дорог, документации, а также малая инвестиционная привлекательность. Именно над этими вопросами и составлением конкретных предложений для дальнейшего развития отрасли мы и работали на форуме.

— Кроме Лесопромышленного форума ваш вуз вот уже на протяжении нескольких лет является оператором регионального отбора и проводит отборочный этап Всероссийского конкурса АгроНТРИ. Пару слов об этом.

При поддержке Фонда содействия инновациям в АГАТУ ежегодно проходит очный региональный этап Всероссийского конкурса «АгроНТРИ – 2023» среди учащихся сельских школ и малых городов. Целью конкурса является ознакомление и вовлечение обучающихся образовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, в работу над технологическими приоритетами Национальной технологической инициативы, в том числе: применению цифровых технологий в сельском хозяйстве, задачам роботизации АПК, использованию БПЛА в сельском хозяйстве. Конкурс направлен на реализацию творческого потенциала учащихся, а также их ранней профессиональной ориентации. Всероссийский конкурс среди учащихся сельских школ и малых городов АгроНТРИ-2023 в этом году объединил свыше 200 участников. Очный региональный этап прошел по номинациям: ДоброПчёл, АгроКосмос, АгроМетео, АгроКоптеры, АгроРоботы, АгроБио, АгроСмарт, АгроРоверы, АгроВет.

Если говорить о направлениях и что с ними связано, то могу добавить, что кураторами направлений проводилась работа по распределению системы беспилотных летательных аппаратов, системы автоматического управления. Участники программируют квадрокоптер для полета на учебном полигоне. Здесь же, автоматизация систем управления сельхозтехникой. Участник, управляя роботом на учебном полигоне, решает логистические задачи по оптимизации траектории его движения, с целью выполнения поставленных задач. Прогнозирование погоды, создание архива погоды, аналитика. На основании данных, полученных с учебной метеостанции, участники осуществляют анализ погоды. Использование космических снимков и веб-ГИС технологий в сельском хозяйстве. Участникам предоставляется доступ к ГИС-программе и данным, по которым они проводят анализ. Методы защиты от болезней и вредителей сельскохозяйственных культур. Применение цифровых технологий в традиционном пчеловодстве с формированием практических навыков работы с ульем. Применение передовых технологий в ветеринарной медицине и животноводстве (ветеринарная стоматология, применение 3D-атласа и цифрового паспорта животного). Использование робототизированных систем в реальных условиях (знакомство с метаоперационной системой ROS, работа с конструкторской документацией, развитие навыков управления роботом без визуального контакта, применение современных языков программирования).

Все эти направления помогают нашим школьникам определиться со сферой своей дальнейшей деятельности, многие из ребят – участников прошлых лет уже стали нашими студентами и помогают в проведении данного конкурса.

— Валерий Иннокентьевич, благодарю вас за участие, желаю вузу успехов во всех начинаниях и делах!